Наши проекты

 
 

Моему другу Евгению П., Шестиструнному самураю

Возбуждение от того, что они увидели, соединило их души, и Хонда вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы они, как многие другие пары, могли бы иметь право, спокойно повязав на грудь чистый белый фартук собственной непогрешимости, трижды в день садиться к столу, наедаться и презирать все остальное в этом мире. Но они стали супругами, которые подглядывают в щелку. И все-таки видели они не одно и то же. В том, в чем Хонда обнаружил истинную суть, Риэ увидела фальшь. Объединяло их то, что заведенный порядок терял всякий смысл и им теперь оставалось только заботиться друг о друге.

Юкио Мисима «Храм на рассвете»

 

Вы когда-нибудь задавали себе философский вопрос: «Выбирает ли команда переводчиков мангу, или всё-таки манга сама выбирает свой подходящий только лишь ей коллектив толмачей, команду, которая донесёт сокровенный смысл творения до читателей?» А если поставить вопрос в иной, более практической, плоскости: «Какое произведение раскрывает суть команды Onibaku Manga Team?» то ответ на этот будет однозначен – это «Дыра», «Щель для подглядывания» или, проще говоря, «Нозоки Ана». И дело здесь не только в том, что на данный момент это творение наиболее амбициозный, длинный и трудоёмкий из всех завершенных проектов команды – этот ответ лежит на поверхности – а в том, что перевод манги Хонны Вако выражает сердцевину творчества ОМТ – удивительного коллектива хентайщиков с чистыми романтическими сердцами, которые в жанре этти, (который, на первый взгляд, состоит из одних только штампов) раскрывают для читателей новые горизонты и ставят перед ними новые жизненные проблемы и парадоксы.
C первого взгляда может показаться, что перед нами очередной убогий, плоский, высосанный из пальца гарем с элементами хентая, наподобие печально известных “Good Endingа” и “Take a look at this S”. Частично, это высказывание действительно справедливо. Однако, здесь мы не увидим приевшегося зрителям тупицу школьника в шкуре протагониста и стандартный набор школьного гарема с его унылым сеттингом и очевидными сюжетными ходами. Здесь всё намного сложнее, интереснее и многограннее. Объективности ради следует сказать, что «Дыра» по праву является одной из самых (если не самой) хентайных манг на всём подразделе AdultManga. Список порно-тэгов, которые можно с полной уверенностью прицепить к этой манге поражает: ahegao, netorare, cheating, exhibitionism, gangbang, femdom и ещё пару других. Коротко говоря, «Нозоки Ана» описывает развратную игру двух перверсивных личностей, личностей которым очень сложно найти себе пару. Обычный до безумия парень, безумная для обычных отношений девушка и липкий, пошлый секрет – очевидный избитый штамп, который нивелируется лишь феноменом вуайеризма. Если выделить проблемное ядро данного творения, то манга затрагивает много очень спорных и очень личных тем: безответная любовь, потворство друзей, потеря доверия, разрыв отношений, соотношение между жаждой наблюдать и жаждой делать и т.д.
Я прекрасно отдаю себе в отчёт в том, что очень многим манга не понравится: моралисты сочтут её слишком откровенной, пошлой и глупой, ханжи заклеймят её за биологическую достоверность постельных сцен, а скептики – за дыры в сюжете, нераскрытых персонажей и отсутствие, как яркого посыла, так и новизны формы и содержания. Если бы это была очередная дешёвая хентайно-эпатажная чушь или близко плавающая халтура – с этим можно было бы согласиться. Но это не так. Почему? Проблема состоит в том, что не все могут и способны вникнуть в суть этого произведения, отбросить лишнее, наносное и отвлекающее. К великому сожалению, современные отечественные зрители и читатели попросту не доросли до современного искусства, а именно его высшей формы – постмодернистского имморализма: кому-то не хватает образования, кому-то внимательности, а кому-то обыкновенного терпения. Если рассматривать иной, социальный аспект, то не связанным с аниме рядовым членам закрытого, архаического российского общества, которое превозносит противоречивые «духовные скрепы» и устаревшие «тгадиционные ценности» ХIХ века просто сложно вообразить, что происходящее в принципе возможно. Отсюда и истерия вокруг «хентая» и связанных с ним сфер.
Начнём с того, что вуайеризм в Японии всегда воспринимался по-особому. Он является неотъемлемой частью как классической так и современной японской культуры. Так, в эпоху Хэйян «подглядывание» («каймами» — букв, «взгляд сквозь щели изгороди») было одной из первых стадий сближения. Подглядывать можно было с улицы, если ты не имел доступа в дом, или из сада, если ты был в близких отношениях с хозяином. Поскольку во внутренних помещениях царил обычно тусклый полумрак и чаще всего они были закрыты внешними занавесями, увидеть удавалось лишь смутные очертания фигуры, да и это в лучшем случае. В эпоху демократии Тайсё (1920-е годы) молодость подавляющего большинства японских юношей сопровождалась поистине партизанскими вылазками в элитные женские гимназии (в некоторые элитные учреждения образования совместное обучение не пришло и до сих пор). Эпоху Сёва (1930-40-е годы) с её экзальтированным самурайством невозможно представить без целой череды разнообразных ритуалов: будучи подростком Кимитаке Хираока (в будущем великий японский писатель Юкио Мисима) случайно увидел сцену, которая взбудоражила его до глубины души – прощаясь с мужем, который уходил на войну, жена (она недавно родила) угостила его кофе с молоком из собственной груди. Послевоенный период породили целую субкультуру любителей подсматривать за парочками. Их негласной столицей был известный голубой бар «Брунсвик» в районе Гиндзы. Тамошняя публика, по свидетельству Джона Натана, представляла собой причудливую смесь пожилых преуспевающих японских и иностранных бизнесменов, американских солдат и смазливых юнцов. В своих произведениях вуайеризм упоминали Рюноске Акутагава, Ясунари Кавабата, и, особенно, Юкио Мисима.
Дайте этой манге шанс – и Вас ждёт увлекательное путешествие за кулисы обыденной морали, по ту сторону добра и зла, где мораль не является дополнением к красоте, а эстетика доминирует над этическим началом. Читая «Дыру», будьте морально готовы к невиданному доселе срыву покровов с погрязшего в корпоративной этике японского общества. За занавесом из салариманов, ваби и саби, накама, гамбаре и коллективизма существует крайне причудливая и шокирующая для гайджинов сексуальная жизнь. Мой вам совет: будьте готовы к подвоху и никогда на слово не верьте ни одной из героинь. Женщины вообще много врут, а в данной манге – врут невероятно много и крайне убедительно. При внимательном прочтении создаётся явное ощущение того, что героини гаремной манги хотят оседлать героя исключительно из собственных эгоистических целей: одна сублимирует невозможность полноценных отношений с женатым мужчиной-салариманом, вторая – решает свои проблемы детства, третья – просто хотела соблазнить Татсухико лишь для того, чтобы унизить свою соперницу. И таких героинь в манге просто пруд-пруди! ОМТ станут вашими проводниками и покажут распутную сторону человека, к которой порой следует прислушаться и с которой, очевидно, нужно примириться.
Хонно Вако создала сложное полотно разнообразных извращений женской сексуальности, страшное, странное, неудобное, шокирующее произведение подобное на внезапное чувство железного стояка над абсолютно асексуальной сценой. «Дыра» пропитана похотью, страданиями, злостью, страстью, женской завистью, предательством и тревожностью, горько-сладкой атмосферой гниения японского общества и культуры. Произведение этой японки воспевает сладкий туман декаданса, в котором нет границы между нормой и девиацией, героем и антигероем, нет ханжеской христианской морали, а господствует живой поток из эмоций, чувств и подсознательных импульсов, который местами просто не поддаётся пониманию на рациональном уровне сознания.
Манга «Нозоки Ана» из тех редких манг, в которых гаремная история показана жёстко, жестоко, иронично. Заслуга Хонны Вако в том, что перед нами под маской порнографической эпопеи предстаёт одна из самых нетривиальных историй о любви. Такого буйного коктейля чувств мало встретишь в сейнен манге. Это Вам не слезливое сёдзё для девочек-подростков, где 26 серий ждёшь первого поцелуя и признания в любви! Вы просто не осилите эту мангу если не примите правила игры, не примите раздвоенную жизнь красивой девушки, изломанной и больной в душе. Не удивляйтесь тому, что все герои манги совершают глупые, часто подлые, часто нелепые поступки, чтобы оградить себя от внешнего мира, защититься от негатива и уйти в себя. Только такой мужчина как Кидо мог бы принять такую женщину. Буря в глазах героев. Нет громких слов и сильных речей. И только через дыру в стене мир обретает свою реальность: в которой отступают мораль и лицемерие, ибо любая мораль есть лицемерие, а любое лицемерие всегда подаётся под соусом морали. Только через дыру в стене можно было увидеть истинное лицо лучшего друга, искорёженное обезьяньей гримасой чистой похоти, истинное лицо пай-мальчика и то, какими люди являются на самом деле.
Для внимательного читателя не останется незамеченным и тот факт, что на подсознательном уровне данная манга раскрывает один из секретов Полишинеля современной Японии – в дискурсивном плане Страна Восходящего Солнца полностью пресыщена сексом в информационном и культурном пространстве. Парадоксально, но в стране, где порноактрисы снимаются даже в рекламе шампуней, мыла и зубной пасты, по словам исследователя Кунио Китамуры, 37% японцев признались в том, что занимаются сексом не чаще, чем раз в месяц. Согласно данным исследования за 2012 год, проведенного по инициативе National Institute of Population and Social Security Research, около 60% одиноких молодых японских мужчин (не вступавших ранее в брак) вообще не имеют сексуального опыта. При этом 45% девственников, по их словам, вообще не заинтересованы в завязывании отношений. От юношей не отстают и представительницы прекрасного пола: 51% опрошенных японок заявили, что на данный момент они также не заинтересованы в отношениях с противоположным полом.
Известный российский видеоблоггер-японист Дмитрий Шамов, рассматривая подобную проблему в одном из своих видео, заостряет внимание на специфическом психосексуальном типаже людей, которых он называет «травоядными мужчинами». Их специфическими чертами становится пассивность в отношениях, инфантильность и явная неготовность воспроизводить классический мужской стереотип социального и сексуального поведения. Манга «Нозоки ана» также частично затрагивает подобную проблему, выявляя полную эрозию сексуальных контактов в японском обществе.
На мой субъективный взгляд подобная ситуация в Японии связана с тем, что японское общество – есть идеальное отображение «Общества Потребления», теории французского мыслителя Жана Бодрийяра. Сексуальные отношения в подобном обществе переплетаются с политикой, спортом и бизнесом, теряя свою уникальную сущность. Общество потребления вводит культ тела как товара, объекта купли-продажи. Эстетика заменяется выхолощенной порнографией, а сам половой акт становится частью системы потребления. Здоровая сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства. Признаком этого является искусственная сексуализованность предметов, повышающая их функциональность и притягательность качестве предметов потребления.
Манга «Дыра» интересна не столько как «больное» произведение, гениально описывающая такое психосексуальное расстройство как вуайеризм, а как честная исповедь неоднозначного женского персонажа, которая поражает воображение и заставляет впадать в оцепенение. Такая манга ценна тем, что держится сугубо на мастерстве и таланте автора, и, потому, всегда уважается элитарным читателем. Если закрыть глаза на хентайную составляющую, то, по своей сути эта манга об одинокой несчастной эгоистичной девушке, которая всего-навсего хотела, чтобы её любили, хотела быть любимой и свободной, хотела показать и увидеть истинную суть человеческих существ. Одиночество и безысходность главной героини в начале сюжета приводят её к тому, что Икуно становится полностью отрешенной от реальности, её тяга к вуайеризму – не порок, но явный показатель невозможности испытать любовь, симпатию, привязанность. «Маленькая трагедия» превращает ее в черствого, холодного расчётливого человека, желающего лишь наблюдать со стороны. До самого конца читатели не в состоянии до конца понять, что она чувствует и чего хочет, что же творится у неё на душе, и даже Кидо, тот, который говорил, что жить без неё не может, так и не додумался до того, что же представляет из себя Икуно Эмиру. Она умна, расчётлива, хитра. Этот персонаж, который никого не оставит равнодушным.
Хонна Вако является молодым и очень многообещающим автором, которая в своей новой манге «Нозоми и Кимио» преодолела рамки чисто хентайного жанра. Читая эту мангу отчётливо понимаешь, что мы все с трудом пытаемся скрыться за благовоспитанностью и внешними приличиями, а на самом деле нами управляют инстинкты и чувства: голод, жажда, ужас, ненависть, жажда власти и секс. Конечно, есть еще дополнительная энергия в нас — это любовь. Без нее все человеческие ощущения угасли бы. Призыв к любви в её новых формах и составляет основу манги «Дыра». Так что в наступающем 2015 году давайте подглядывать вместе!

Комментарии  

Yumi-Asahi
# Yumi-Asahi 03.01.2015 19:07
Очень понравилась рецензия. Правда я не соглашусь с "печально известной метки" - на мой взгляд повествование там шло очень логично и пришло к "чисто" японскому завершению.
И спасибо за реверанс в сторону ОМТ !

Вы это упоминали как "каймами", но в японии вообще "взгляд" имеет под собой очень "тонкую" культуру. Например при разговоре нельзя смотреть собеседнику в глаза, это нарушет его личное пространство.
Да и вообще взгляд имеет под собой действительно глубокие чувства, более глубоки чем слова. Особенно это видно когда читаешь или смотришь японскую классическую романтику, где герои часто не проронив ни слова, просто смотрят друг другу в глаза. Не даром в японии так же существует фраза "глаза зеркало души". И в дыре сделан очень большой акцент на взгляде и глазах вообще, словами они не могут выразить свои чувства, но глаза говорят за них.
Хотя можно долго рассуждать о "глазах" в японской культуре вообще, но нить разговора может уйти далеко в абстрактные сферы.

You have no rights to post comments